Таможенный представитель

04.09.2014           Рубрика     Субъекты импорта

В предыдущей заметке мы дали подробную характеристику основному субъекту импорта – таможенному декларанту товаров. Теперь же рассмотрим второго по важности, а именно таможенного представителя. Ранее данного субъекта импорта величали под иностранным именем «брокер», но в настоящее время в законе  данный термин заменен на таможенный представитель.

Услуги таможенного представителя, востребованы и необходимы во внешнеэкономической деятельности. Без него импортер – таможенный декларант товаров просто беззащитен перед грудой законов, постановлений и других подзаконных актов, защищающих на наших границах интересы отечественной экономики.  Во многом потребность в профессиональном подходе к таможенному оформлению вызвана сложностью  и неоднозначностью трактовки таможенного законодательства, непрозрачностью таможенного администрирования и рядом других  факторов.

Важность привлечения профессионального и ответственного таможенного представителя к оформлению таможенной декларации связана с величиной стоимости, которую необходимо платить за  ошибки в заполнении декларации.  Так ввезенный по неправильно-заполненной декларации товар считается контрабандой, вне зависимости оттого случайно была допущена ошибка или нет.. За ошибки в составлении деклараций можно заплатить штраф в размере до 200% от стоимости товара!!! Огромная стоимость ошибки в декларации заставляет иногда компании работать одновременно не с одним, а с несколькими таможенными представителями [6].

И так, согласно закону, таможенный представитель это  юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС  на территории государства — члена  ТС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей [гл.3 – 1]. Таможенный представитель вправе работать на территории только того государства — члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Реестр таможенных представителей

В России таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации и включенное в реестр таможенных представителей. В данный реестр вносятся сведения о юридических лицах, включенных в реестр или исключенных  из него,  а также сведения о приостановлении и возобновлении деятельности таможенных представителей.  Реестр таможенных представителей ведет Федеральная таможенная служба России, которая публикует его  в своих официальных изданиях и размещает на  на своем официальном WEB-сайте (www.customs.ru) по мере внесения в реестр изменений, но не реже одного раза в месяц [2].   При этом обновление информации  в реестре на WEB-сервере ФТС России выполняется  не позднее 3 рабочих дней со дня издания соответствующих приказов ФТС России.

Условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей РФ являются [ст.13 – 1, ст. 61 – 3]:

  • наличие в штате не менее двух  специалистов по таможенным операциям — граждан РФ, имеющих высшее образование, сдавший квалификационный экзамен и подтвердивший соответствие своих знаний программе квалификационного экзамена.
  • наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам был причинен ущерб, не может быть менее 20 миллионов рублей;
  • предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством России на день предоставления такого обеспечения;
  • если юридическое лицо предполагает осуществлять деятельность в качестве таможенного представителя через обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), то наличие в штате этого подразделения одного или более специалистов по таможенным операциям [2];
  • юридическое лицо не является казенным предприятием или организацией или государственным унитарным предприятием прямо или косвенно подчиненной Федеральному органу исполнительной власти;
  • отсутствие не выплаченных штрафов за административные нарушения: недекларирование либо недостоверное декларирование товаров [ст.16.2 - 4] или несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз  и (или) вывоз товаров на таможенную территорию ТС [ст.16.3 - 4], если срок их выплаты не истек;
  • отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более на дату принятия решения о включении  реестр таможенных представителей [5].

Основанием для занесения юридического лица в реестр таможенных представителей является заявление с прилагаемыми к нему соответствующими документами [2, ст. 62 - 3].

Заявление рассматривается соответствующим таможенным органом в течение 30 дней при условии предоставления всех документов должным образом [ст. 54 - 3]. Если документы, подтверждающие гарантию уплаты пошлин, не были предоставлены сразу, то принимается предварительное решение о включении в реестр. Окончательное решение принимается в течение 10 дней со дня предоставления документов, гарантирующих оплату таможенных пошлин и сборов.
Если же какие-либо документы не отвечают требованиям законодательства, содержат противоречия, правки или неразборчивую информацию, таможенный орган вправе направить запрос третьим лицам или государственным органам для подтверждения представленной заявителем информации [ст. 54 - 3]. Срок ответа таможенному органу составляет десять календарных дней со дня, следующего за днем получения запроса. При этом общий срок рассмотрения заявления о включении в реестр не может превышать 40 дней со дня получения такого заявления.

Таможенный орган вправе отказать заявителю во включении в реестр таможенных представителей в случае [5]:

■ расхождения сведений в представленных документах со сведениями, указанными в заявлениях
■ непредставления с заявлением о внесении изменений документов, подтверждающих заявленные сведения;
■ несоблюдения условий включения в реестр.

Включение юридического лица в реестр таможенных представителей оформляется решением таможенного органа в письменной форме и подтверждается выдачей свидетельства о включении в такой реестр.  Срок действия свидетельства о включении в реестр таможенных представителей не ограничивается, однако оно может быть отозвано таможенным органом в случае несоблюдения таможенным представителем хотя бы одного из условий включения в данный реестр.   Отзыв свидетельства влечет исключение таможенного представителя из реестра со дня вступления в силу решения об отзыве свидетельства.

При изменении сведений, заявленных при включении в реестр, таможенный представитель должен течение 5 рабочих дней со дня изменения представить об этом в таможенный орган, включивший его в реестр таможенных представителей, заявление (в произвольной форме, как на бумаге, так и в электронном виде) [5]. Если все необходимые документы представлены должным образом, максимальный срок принятия решения составляет 15 рабочих дней. Если же в представленных заявителем сведениях есть недочеты, то таможенный орган вправе направлять запросы госорганам и третьим лицам для уточнения этих сведений [5]. В этом случае общий срок рассмотрения заявления будет продлен на время ожидания, но не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления.
Таможенный орган будет вправе отказать во внесении изменений в реестр таможенных представителей на тех же перечисленных выше основаниях, что и при отказе внесения в данный реестр [5].

Основанием для исключения из реестра таможенных представителей может быть [ст. 14 – 1]:

  • несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей;
  • заявление таможенного представителя об исключении его из реестра таможенных представителей;
  • ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов ТС;
  • реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов ТС.

Так же деятельность таможенного представителя может быть приостановлена в случае самостоятельного приостановления деятельности, банкротстве, по решению суда и приостановления  разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если юридическое лицо осуществляет только такой вид деятельности.

Решение об исключении юридического лица из реестра таможенных представителей оформляется в письменной форме решением таможенного органа, принявшего решение о включении юридического лица в такой реестр, и доводится до него таможенным органом в письменной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия.

Договор таможенного представителя

Отношения таможенного представителя с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе [п.3 ст.12 – 1] (так называемый договор таможенного представителя об оказании услуг).

Договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем. Предметом договора об оказании услуг таможенного представителя с представляемым лицом является обязательством таможенного представителя выполнить от имени и по поручению представляемого лица таможенные операции, необходимые для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В качестве встречного обязательства представляемое лицо должно оплатить таможенному представителю оказанные услуги и выполненную работу.
Договор с таможенным представителем заключается в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения договора.

Таможенный представитель не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора, за исключением предоставления льгот в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц.

Не допускается отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу, если она входит в сферу его деятельности.  Но таможенный представитель может отказаться от договора, если у него  имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.

Деятельность таможенного представителя

Деятельность таможенного представителя заключается в таможенном посредничестве:

  • совершать от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции, в том числе декларирование товаров и транспортных средств.

При этом он не вправе выступать в качестве декларанта, то есть декларировать товары от своего имени [ст. 186 – 1]. Его участие сводится к оказанию услуг по заполнению таможенной декларации и подаче таможенной декларации таможенному органу.

  • представлять таможенному органу ТС документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;
  • предъявлять декларируемые товары и транспортные средства;
  • обеспечить уплату таможенных и иных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;
  • совершать иные действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, в  качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.

Таможенный представитель при совершении таможенных операций и обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного представителя представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами [ст.15 – 1].

Но совершение таможенным представителем таможенных операций, связанных с помещением товара под определенную таможенную процедуру, не возлагает на него обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством возлагаются только на определенных лиц  (т.е. после выпуска товаров таможенный представитель уже не обладает правами и обязанностями таможенного декларанта товаров, в интересах которого он подавал таможенную декларацию).

Все таможенные представители обладают одинаковыми правами. Для надлежащего выполнения своих функций таможенный представитель вправе:

  • ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в  отношении определенных видов товаров  в соответствии с единой ТНВЭД  либо в отношении товаров, ввозимых в РФ и (или) вывозимых  из РФ определенными  видами транспорта, совершением отдельных  таможенных операций, а также регионом деятельности в рамках региона деятельности одного или нескольких таможенных органов
  • требовать от представляемого лица документы и сведения, в том числе содержащие конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства.

Таким образом таможенный представитель не сможет сослаться на то, что лицо, которое он представляет  не предоставило в его распоряжение необходимых документов, если такие документы не были им прямо истребованы. В свою очередь, представляемое лицо не сможет обосновать свой отказ предоставить необходимые документы тем, что содержащиеся в них сведения носят личный характер.

  • уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным  между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем [ст.59 – 1].

Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором  с представляемым лицом.

Для всех таможенных представителей обязанности являются едиными. Из них наиболее значимыми для импортера являются:

  • неразглашение и не использование таможенным представителем полученной от представляемых лиц информации, составляющей государственную,  коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию для собственных целей, передачи ее иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов ТС;
  • солидарная обязанность таможенного представителя с декларантом или иными представляемыми им лицами по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора с ним (с ними) при декларировании товаров и (или) их выпуске;
  • представлять в таможенные органы отчетность, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законом.

Ответственность таможенного представителя

В России в соответствии с законодательством РФ за несоблюдение требований таможенного законодательства процессе своей деятельности таможенный представитель может быть привлечен [ст. 17 – 1]:

  • к административной ответственности за свои действия как юридическое лицо [ст. 2.10 – 4];
  • к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного права:
      —— за незаконное перемещение через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки [ст. 16.1 – 4];
      —— за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров [ст. 16.2 – 4];
      —— за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории ТС или из РФ [ст. 16.3 – 4];
      —— за непредставление в таможенный орган отчетности [ст. 16.15 – 4];
      —— за нарушение сроков уплаты таможенных платежей [ст. 16.22 – 4];
      —— за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела [п.1 ст. 16.23 – 4].
  • к ответственности по уплате таможенных пошлин, налогов [ ст. 60 – 3];
  • к гражданско-правовой ответственности за возмещение причиненного ущерба лицу, в интересах которого таможенный представитель совершал таможенные операции;

Ущерб может быть связан, например, с продолжительными сроками проверки таможенной декларации, с конфискацией товаров из-за нарушения таможенных правил, с незаконным использованием информации, составляющей коммерческую тайну.

  • к ответственности в виде исключения из Реестра таможенных представителей.

Источники

  1. ТК ТС
  2. Приказ ФТС РФ 2012 от 03.11.11 «Об утверждении административного регламента федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей»
  3. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ)
  4. Кодекc Российской Федерации об административных правонарушениях
  5. Федеральный закон от 05.05.2014 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ в части совершенствования административных процедур при предоставлении государственных услуг»
  6. all-import.ru/n205-eksperty_tamozhennyh_oformiteley_dolzhno_byt_neskolko.html





Заинтересовала заметка?   Подпишись на следующие через рассылку по e-mail



Здесь вы можете написать отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:



РАЗМЕЩАЙТЕ

объявления на нашей доске

ВЕСЬ ИМПОРТ

в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

УСЛУГИ

СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

Посетите новый раздел

НОВОСТИ ИМПОРТА

- полезная и занятная информация
для импортера и не только