Таможенное оформление на автомобильном транспорте

16.02.2015           Рубрика     Таможенное оформление импорта

В предыдущей заметке «Таможенное оформление импорта», в которой были разобраны общие вопросы данного процесса, отмечалось, что от вида транспорта, перемещаемого товары через таможенную границу, зависят особенности таможенного оформления. Последнее и сподвигло нас рассмотреть более подробно таможенное оформление на наиболее распространенном виде транспорта – на автомобильном транспорте.

Для товаров, ввозимых на территорию ТС, таможенное оформление начинается с обязательного предварительного информирования таможенных органов [1].

Суть предварительного таможенного информирования нами были рассмотрены в предыдущей заметке «Предварительное информирование таможенных органов». Данный процесс в практической плоскости, а именно методы предварительного таможенного информирования в странах ТС, были описаны заметке «Электронное предварительное информирование в странах ТС».

Однако предварительное информирование выполнять не требуется для [2]:

  • товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
  • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств и т.п. [гл. 45 - 3];
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • воинских грузов.

Решением коллегии ЕЭК от 05.02.14 [4] о внесении изменений в [2] данный перечень предполагается увеличить на:

  • воинские грузы, статус которых подтверждается пропуском (воинским пропуском), выданным министерством обороны государства ТС;
  • товары, предполагаемых к помещению под специальную таможенную процедуру в месте прибытия;
  • товары, перемещаемых с применением карнетов АТА, предполагаемых к помещению под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в месте прибытия;

CARNET ATA — это международный документ, заменяющий таможенную декларацию, позволяющий организовать беспошлинное, ускоренное и упрощенное оформление временного ввоза заграницу товаров для выставок, а также образцов товаров и оборудования (за исключением транспортных средств, если транспортное средство не является товаром).

  • товары Таможенного союза, перемещаемых через его таможенную границу;
  • припасы (в случаях, определенных решением Евразийской экономической комиссии).

Как это было описано в цитируемых выше заметках, для выполнения предварительного информирования таможенных органов необходимо, чтобы до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу предварительная информация (ПИ) о них была представлена в информационную систему таможенных органов государства — члена ТС, на территории которого расположено место их прибытия. Информация должна быть передана не позднее, чем за 2 часа до фактического пересечения границы.

Для этого транспортная компания или отправитель груза должен сообщить таможенному декларанту или заинтересованному лицу информацию о транспорте, на котором будет выполняться доставка товара. Декларант сам или с его согласия фирма – информационный оператор, оказывающий информационные услуги, подготавливает ПИ о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах, и выполняет предварительное таможенное информирование, как это описано в предыдущей заметке.

При выполнении предварительного таможенного информирования на Web-портале электронного представления сведений (ЭПС) ФТС России в зависимости от вида перевозки товаров выбирается нужный для заполнения тип уведомления:

•   Уведомление о прибытии (а/м транспорт)
•   Уведомление о транзите товаров (МДП) (используется при доставке груза в под процедурой МДП (с использованием TIR-Carnet).
•   Уведомление о транзите товаров (ТД) (используется при доставке груза в без использования процедуры МДП (с гарантийным обеспечением)

На портале ЭПС сразу после открытия книжки МДП можно передать сведения в российские таможенные органы и сформировать электронную копию книжки МДП, используемую в качестве электронной копии транзитной декларации.

При помещении ввозимых товаров в месте прибытия под таможенную процедуру таможенного транзита, при выполнении предварительного таможенного информирования представляются сведения, установленные для транзитной декларации, и содержащие информацию о (об) [2]:

  1. отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  2. стране отправления, стране назначения товаров;
  3. декларанте;
  4. перевозчике;
  5. транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
  6. наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
  7. коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых шести знаков;
  8. весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
  9. количестве грузовых мест;
  10. пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.

Также необходимо сообщить:

  • о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;
  • планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
  • времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.


В данном случае при отсутствии расхождения ПИ и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, представленная ПИ используется в качестве электронной копии транзитной декларации.

Если ввозимые товары в месте прибытия не предполагается поместить под таможенную процедуру таможенного транзита, в ПИ представляются сведения содержащие информацию о:

  1. государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  2. наименовании и об адресе перевозчика;
  3. наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  4. наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров;
  5. продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  6. количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров;
  7. наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
  8. весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  9. наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
  10. месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  11. времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.


Для подготовки ПИ используются сведения из следующих документов:

  • CMR (Международная товаро-транспортная накладная, подтверждающая наличие договора по которому перевозчик обязан доставить груз от отправителя до получателя);
  • книжка МДП (Carnet TIR);
  • счет-фактура (инвойс);
  • упаковочный лист, содержащий сведения о весе брутто и нетто;
  • паспорт водителя транспортного средства;
  • паспорт транспортного средства;
  • коммерческие документы на перевозимые товары.

Кроме того требуются следующие данные:

  1. о перевозчике (наименование, адрес, идентификационные коды);
  2. о наименовании российского таможенного органа на границе;
  3. наименование таможенного органа назначения
  4. наименование и адрес места разгрузки;
  5. наименование и описание товаров;
  6. вид упаковки.


В Списке уведомлений на портале ЭПС при заполнении уведомления о транзите товаров (МДП) или (ТД) на печать выводится соответственно документ «Предварительное уведомление о транзите товаров с использованием книжки МДП» или «Электронная копия декларации на товары / транзитной декларации» содержащие уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП) и его представления в виде штрих-кода. Данный документ должен быть передан перевозчику, который в свою очередь передает его таможеннику при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ в качестве подтверждения факта передачи таможенным органам ПИ.
Кроме того еще перевозчик передает таможеннику [5]:

  1. все документы (или их копии), которые использовались при составлении ПИ;
  2. имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
  3. документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (при ввозе на таможенную территорию ТС товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу);
  4. талон контроля при въезде.
ТАЛОН КОНТРОЛЯ ПРИ ВЪЕЗДЕ выдается водителю автотранспортного средства при въезде на автомобильный пункт пропуска с территории сопредельного государства при пограничном контроле и предъявляется водителем соответствующему органу в установленной последовательности. Органы Ространсинспекции организуют выдачу при въезде и изъятие при выезде указанных талонов и обеспечивают их хранение в течение года. В случае непредъявления указанного талона или предъявления незаполненного талона оформление пропуска через Государственную границу Российской Федерации автотранспортного средства и перевозимого на нем груза (пассажиров) не производится.

Таможенное оформление выполняется так же, как описано в заметке «Предварительное информирование таможенных органов».

При отсутствии расхождений сведений, содержащихся в транспортных и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в ПИ, как пишут на портале ФТС России, процесс оформления может занимать не более 15 минут!?!?

При регистрации транзитной декларации при условии соблюдения всех норм законодательства ТС решение о выпуске данных товаров принимается в течение двух часов [6].

Для случая, когда предварительное таможенное информирование проведено не было, на российских автомобильных пунктах пропуска заинтересованному лицу дана возможность в течение ближайших двух часов через Интернет связаться с порталом ФТС России, представить необходимую информацию и получить УИНП и распечатать его [1]. Такие же рабочие места должны быть оборудованы на автомобильных пунктах пропуска других стран ТС.

Если же отправка ПИ невозможна по техническим причинам, таможенные операции будут проводиться в соответствии с таможенным законодательством ТС.
Если документы, полученные таможенным инспектором от перевозчика, не содержат всех необходимых сведений, таможня запрашивает недостающие сведения, содержащиеся в иных имеющихся у перевозчика документах. Перевозчик обязан предоставить недостающие документы и сведений в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия либо за это время поместить товары на временное хранение.

Ранее предполагалось, что с введением обязательного предварительного информирования для автомобильных перевозок, перевозчики заблаговременно направившие в таможенный орган предварительную информацию будут иметь возможность внеочередного прохождения пункта пропуска. Но из-за низкой пропускной способности автомобильных пунктов пропуска фактически этого не происходит.

Источники:

1. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 года «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
3. ТК ТС
4. Решение Коллегия ЕЭК 10 от 05.02.14 «О проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21 мая 2010 года»
5. Приказ ФТС России от 26 мая 2011 г. N 1067 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, СОВЕРШАЮЩИХ ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОВОДЯЩИХ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ .. »
6. Приказ ФТС России № 1230 от 3 октября 2008 года „Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций.. “ с изменениями см.: приказ ФТС РФ № 1684 от 29.12.2008, приказ ФТС РФ№ 23 от 14.01.2010 г.





Заинтересовала заметка?   Подпишись на следующие через рассылку по e-mail



Здесь вы можете написать отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


РАЗМЕЩАЙТЕ

объявления на нашей доске

ВЕСЬ ИМПОРТ

в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

УСЛУГИ

СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

Посетите новый раздел

НОВОСТИ ИМПОРТА

- полезная и занятная информация
для импортера и не только