Таможенная проверка

18.12.2015           Рубрика     Таможенный контроль

Последней в списке форм таможенного контроля ТК ТС является таможенная проверка [1]. Она играет особую роль в осуществлении таможенного контроля, что подтверждается наибольшей ее регламентацией в ТК: ей посвящена ст. 122 и глава 19 «Порядок проведения таможенных проверок».

                     Основные особенности таможенной проверки

Таможенная проверка является существенно видоизмененным аналогом таможенной ревизии, предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ.  Целью таможенной проверки является  соблюдение юридическими лицами  и частными  предпринимателями требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств – членов ТС [п. 1 ст. 122 – 1].

Таможенные проверки проводятся таможенном органам РФ в отношении лиц, созданных и (или)  зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ. Но при необходимости  к участию в таможенной проверке могут быть также привлечены и  должностные лица других контролирующих государственных органов   [п. 8 ст. 122 -1].

Таможенная проверка относится к одной из форм таможенного контроля и осуществляется в настоящее время после выпуска товаров в свободное обращение в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.  Но в дальнейшем закон позволяет установить более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров: до 5 (пяти) лет [ст. 99 - 1].

Перед проведением таможенной проверки выполняется подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, и при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

В процессе проведения таможенной проверки  сопоставляют сведения, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, а также  сведения, имеющиеся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в законном порядке.

Если в процессе выполнения подготовительных мероприятий устанавливается, что основания для проведения таможенной проверки недостаточны или таможенный контроль после выпуска у проверяемого лица невозможен,  таможенный орган  выносит заключение о нецелесообразности проведения таможенной проверки или невозможности проведения таможенного контроля.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут использоваться также иные формы таможенного контроля, установленные законом [ст.110 -1].

Выбор проверяемых лиц осуществляется по результатам анализа информации, которая имеется в распоряжении таможенных органов. Согласно таможенному кодексу это юридические лица и индивидуальные предприниматели прямо или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, находившимися под таможенным контролем либо участвовавшие в обороте товара, который, по имеющейся в таможенной службе информации, мог быть ввезен с нарушениями (например, не уплачены таможенные платежи или не соблюдены запреты и ограничения).

Таможенная проверка

Идея взята из krizis-2015.ru

Таможенный кодекс предусматривает возможность таможенных проверок в отношении [п. 2 ст.122 - 1]:

  1. декларантов и таможенных  представителей;
  2. лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (уполномоченных экономических операторов; перевозчиков, в том числе таможенных перевозчиков;  лиц, осуществляющих  временное хранение товаров; владельцев  магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов);
  3. лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;
  4. участников внешнеэкономической деятельности:
  • лиц, распоряжающимися товарами после их выпуска, или их представителей;
  • лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
  • лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

  1. факт помещения товаров под таможенную процедуру;
  2. достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
  3. соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
  4. соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ТС  и РФ, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
  5. соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
  6. соблюдение установленных таможенным законодательством ТС и РФ условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;
  7. соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС и РФ.

Последний пункт указывает на то, что перечисленный перечень направлений (п.1 – 6), по которым осуществляется таможенная проверка, не является полным и таможенная проверка может выполняться и в других направлениях.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки, про условия и особенности проведения которых можно прочитать в цитируемых статьях. Здесь мы только отметим, что  камеральная таможенная проверка выполняется  таможенным органом путем  изучения и анализа сведений  из различных источников по месту его нахождения без выезда к проверяемому лицу,  выездная таможенная проверка проводится с выездом таможенного органа в место фактического нахождения проверяемого лица.

                     Права  участников таможенной проверки

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа

имеют право [ст.134 - 1], [ст. 184 - 2]:

  1. требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
  2. требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
  3. требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;
  4. запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
  5. направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
  6. требовать и получать у проверяемого лица, претендующего на получение статуса уполномоченного экономического оператора, сведения из системы учета товаров в электронном виде, а также выписки из нее на бумажном носителе, подписанные руководителем проверяемого лица, главным бухгалтером и заверенные печатью проверяемого лица (при наличии печати);
  7. и, в частности, при проведении выездных таможенных проверок:
  • доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений;
  • проверять у представителей проверяемого лица документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации;
  • требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится таможенная проверка;
  • проводить инвентаризацию товаров или требовать ее проведения;
  • принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной проверки вопросов требуются специальные познания;
  • выполнять   отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
  • изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия;
  • налагать арест на товары, в отношении которых проводится проверка, или изымать их в порядке, установленном законом, на срок ее проведения для  пресечения действий, направленных на их отчуждение либо распоряжение иным  способом;
  • опечатывать помещения, в которых находятся товары;

8.  проводить иные действия, предусмотренные законодательством ТС и РФ.

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

  1. запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства, касающихся порядка проведения таможенных проверок;
  2. представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства;
  3. обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством РФ;
  4. пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством РФ

                    Обязанности  участников таможенной проверки

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

  1. соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
  2. не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;
  3. использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;
  4. не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;
  5. предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства  РФ, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
  6. обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  7. информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы, при взятии проб и образцов товаров;
  8. исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

  1. предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;
  2. представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, а также доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с возможностью просмотра и выборки необходимой информации, а также получение на бумажном и электронном носителях копий необходимых документов;
  3. в случае отсутствия документов или возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, — представить до истечения установленного срока предоставления документов письменное объяснение причин неисполнения запроса;
  4. предоставлять пробы и образцы товаров в количестве, необходимом для их исследования, в случае принятия должностными лицами таможенных органов при проведении выездной таможенной проверки решения о назначении таможенной экспертизы;
  5. обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;
  6. сделать отметку о получении на оригинале решения о проведении таможенной проверки;
  7. в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства-члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;
  8. определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 календарных дней со дня предъявления решения о проведении таможенной проверки;
  9. исполнять законные требования должностных лиц таможенных органов и иные обязанности, предусмотренные федеральными законами.

Акт таможенной проверки и её итоги

По результатам камеральной или выездной таможенной проверки таможенники составляют соответственно акт камеральной или акт выездной таможенной проверки по соответствующей форме [4]. Не допускаются помарки, подчистки. К акту должны быть приложены все документы, связанные с проверкой (акты досмотра, наложения средств таможенной идентификации, взятия проб и образцов, письменные объяснения и т. д.).

Акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр таможня вместе с материалами проверки оставляет у себя, второй в течение пяти дней после подписания акта вручается проверяемому лицу или его представителю или направляется проверяемому лицу заказной почтой.
Проверяемое лицо может также ознакомиться и с материалами таможенной проверки по согласованию с начальником подразделения таможенной инспекции таможенного органа, проводившего таможенную проверку, с внесением соответствующей записи в лист ознакомления.

Дата составления акта таможенной проверки является датой завершения проведения таможенной проверки.

При отсутствии нарушений таможенного законодательства в акте отмечается отсутствие выявленных фактов (признаков) нарушений.

При обнаружении нарушений таможенного законодательства (неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов и др.) они должны быть описаны в акте со ссылкой на положения нормативных документов, требования которых нарушены. В этом случае на основании акта начальником таможенного органа, проводившего проверку, либо уполномоченным им лицом принимаются решения в области таможенного дела об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий (о корректировке таможенной стоимости товара, о стране происхождения товара, по классификации товара и др.) [5].

Самые распространенные нарушения — недостоверное заявление таможенной стоимости, неправильное указание кода ТН ВЭД ТС, несоблюдение запретов и ограничений, несоблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру, нарушение прав интеллектуальной собственности.

Данные решения вручаются проверяемому лицу вместе с актом проверки. Проекты этих решений готовятся в ходе таможенной проверки на основании ее материалов участниками комиссии. Решения могут быть обжалованы проверяемым лицом (физическим или юридическим)в течение 3-х месяцев со дня его получения [ст.9 - 2]

При наличии факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в течение пяти дней после утверждения акта таможенной проверки (либо получения акта таможней) сотрудники таможни составляют акт об неуплате таможенных платежей, основании которого выписывается требование об их уплате [ст.152 - 2]. После этого в течение десяти рабочих дней проверяемому лицу высылается требование об уплате таможенных платежей, которое он должен выполнить также в течение десяти рабочих дней после его получения.

Немного статистики.
Согласно газетным публикациям, в 2014 году таможенным контролем после выпуска товаров занималось чуть более 900 специалистов. Они ежегодно проводили почти пять тысяч таможенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В среднем каждая таможенная проверка приносила бюджету РФ 831 тысячу рублей в виде довзысканных таможенных платежей и штрафов. Только за 8 месяцев 2014 года по результатам 2,7 тысячи таможенных проверок бюджет РФ дополнительно получил свыше 2 млрд рублей. По результатам таможенных проверок было возбуждено 1814 дел об административных правонарушениях и 94 уголовных дела [6].

Если плательщик не исполняет требование об уплате таможенных платежей в срок, таможенные органы взыщут задолженность в принудительном порядке
(за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке,
за счет имущества или неоплаченных товаров, еще не выпущенных для свободного обращения и т.д.)

Нарушения таможенного законодательства, выявленные по результаты таможенной проверки, могут служить основанием для:
— доначисления и довзыскания неуплаченных таможенных платежей;
— возбуждения дел об административных правонарушениях и уголовных
дел, относящихся к компетенции таможенных органов;
— ареста товара.

————————————————————————-

И в завершении отметим некоторые неоднозначные моменты для проверяющих лиц, возникших с введением ТК ТС, по сравнению с былыми временами.
Введение возможности проведения таможенной проверки в течении трех лет для декларантов и пяти для других участников внешнеторговой деятельности после утраты товаром статуса находящимся под таможенным контролем [ст. 166 - 2] создает достаточно большие неудобства всем лицам, в отношении которых может быть осуществлена таможенная проверка. Но это говорят, приведет к увеличению эффективности таможенного контроля.

Согласно другому положению ТК, таможенная проверка может быть осуществлена в отношении юридических лиц, реализующих импортный товар, которые этот товар не импортировали, а купили у первоначального импортера. В случае нарушения таможенного законодательства последним в отношении таких покупателей таможенные органы применяют штрафные санкции, считая, что предприниматель, купивший товар у импортера для извлечения прибыли после реализации несет ответственность за нарушения таможенного законодательства наряду с продавцом-импортером товара.
Но ведь, лицо, купившее товар у импортера, мог и не знать о нарушениях последним таможенного законодательства в процессе импорта этого товара. Доказать
осведомленность покупателя о нарушениях таможенного законодательства импортером не только очень сложно, но порой вообще невозможно. При отсутствии доказательной базы покупатель может считаться «добросовестным» покупателем, но это совсем не смущает таможенные органы, применяющие в данном случае штрафные санкции. Данную проблему для покупателя импортного товара может решить таможенный постаудит, но это ведет к дополнительным издержкам и как следствие к удорожанию импорта.
На фоне описанного выше усиления таможенного контроля неожиданным является исключение из объектов проверки организаций, не являющихся участниками внешнеторговых сделок, но использующие ввезенные товары (например комплектующие) для изготовления собственной продукции.

Источники:

  1. ТК ТС
  2. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ)
  3. КоАП РФ
  4. Приказ ФТС РФ от 30 декабря 2010 года № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (с изменениями и дополнениями)
  5. Приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1373 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»
  6. www.tks.ru/reviews/2013/10/22/05





Заинтересовала заметка?   Подпишись на следующие через рассылку по e-mail



Здесь вы можете написать отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


РАЗМЕЩАЙТЕ

объявления на нашей доске

ВЕСЬ ИМПОРТ

в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

УСЛУГИ

СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

Посетите новый раздел

НОВОСТИ ИМПОРТА

- полезная и занятная информация
для импортера и не только