Модели импорта. Серый импорт

Теперь приступим к разбору некоторых понятий, которые мы встретили в предыдущей заметке.

В предыдущей заметке упоминалось, что в  профессиональном и общебытовом общении термин «импорт» разделяется на несколько понятий,  различающихся по смыслу, например «параллельный импорт», «серый импорт» и др. (причем речь идет только об импорте  оригинального товара производителя, имеющего авторские права на него).

Причину данных различий, по нашему мнению,  следует искать, в различиях используемых способов организации ввоза товаров из-за рубежа.  Из этих способов  можно выделить следующие схемы:

—  белые -  абсолютно легальные, с уплатой всех сборов,  пошлин и налогов; в общем, все по закону;

—   черные — без декларирования и таможенного оформления, без уплаты сборов,  пошлин и налогов;

—    серые —  с занижением таможенной  стоимости и/или количества ввозимых товаров и/или изменением кода ТНВЭД на товар;  иногда даже с использованием  цепочек подставных фирм;

—    параллельные – при  ввозе товара на таможенную территорию без согласия  его производителя.

И в зависимости от используемой схемы импорта,  он получает соответствующее название:

— белый импорт – это обычный импорт в обычном понимании (нам о нем говорить и говорить);

—  черный импорт;

—   серый импорт;

—   параллельный импорт.

И так в зависимости от используемой схемы ввоза товара на таможенную территорию импорт «приобретает ту или иную окраску», то есть  принадлежит к той или иной модели. Правда не все так однозначно. Иногда бывает так, что серый импорт и параллельный ввоз переплетаются.
Конечно, в связи с тем, что термин «импорт» сейчас находится вне законодательного поля, то мнения на вышесказанное не всегда совпадают.

Иногда понятия «параллельный импорт» и «серый импорт» смешивают, используя эти термины, как взаимозаменяющие (напр. [1, 2]). Но по нашему мнению (но также и по мнению многих) это два разных понятия, так как они имеют две разные схемы ввоза товара на таможенную территорию.

А  теперь рассмотрим более подробно, что же из себя представляет  серый импорт.

                                 Серый импорт, особенности

Всплеск серого импорта был отмечен в 1997 году. В связи с изменившейся таможенной политикой страны импортеры для уменьшения таможенных издержек стали в массовом порядке искажать таможенные коды ввозимого товара [3]. К примеру, в результате этого согласно статистике в 1997 -1999 годах в страну практически не ввозилась электроника. За то зеленого горошка ввозили за год больше, чем вся Европа выращивала за несколько лет.

Таможенная проверка

Особый сорт нефти

Потом на несколько лет наступил период повального занижения импортерами декларируемой стоимости товара. И так далее…

Таможня прикрывала лазейки для серого импорта, импортер находил новые варианты его проведения.  Так с 2001 по 2009 годы  доля серого импорта уменьшилась с 56% до 14%. Но в результате того, что за этот период объем  импорта увеличился в 3,57 раз объем серого импорта в год остался практически постоянным: около 30 млрд. долларов США.

В настоящее время, судя по газетным публикациям, головной болью таможенников  являются «серые» поставки импортных автомашин [9] на территорию Таможенного союза и серый импорт из Китая [10].

Признаками серого импорта могут быть:

—  поставка товара через зарубежных посредников, часто территориально находящихся далеко от фирмы производителя товара (например,  фирма-производитель в Испании, а поставки товара выполняются из стран Прибалтики);

—   наличие российских фирм посредников;

—   отсутствие у российской фирме-продавца товара официального статуса зарубежного представителя производителя товара;

—   значительное отличие цены продаваемого товара от розничных цен аналогичных товаров на российском рынке.

Суть серого импорта – имитация легальной деятельности предпринимателей, околотаможенной публики (брокеров, владельцев складов временного хранения и пр.) и  таможенников, в результате чего недостоверно задекларированный  товар по договорной цене приобретает статус легального.

Состав участников определяет используемая схема серого импорта, которая зависит от каждого конкретного случая: в одном случае достаточно предпринимателю договориться с таможней, в другом используются подставные фирмы однодневки, делающих путь товара от производителя к потребителю непрозрачным. Схем, которые используются в сером импорте множество, они могут быть как самые простые (например вывоз товара  из Финляндии по одной накладной и ввоз в Россию по другой), так и чрезвычайно сложные и запутанные, которые включают цепочки исчезающих технических фирм, делающие проверки почти невозможными.
В любом случае серый импорт позволяет предпринимателю экономить на таможенных платежах (соответственно, и на НДС) или налогах, а товару иметь после растаможки вполне легальные документы.   Но с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов — это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара.

В схемах серого импорта наибольшее распространение нашли:

—  занижение таможенной стоимости;

—  занижение количества ввозимого товара;

—  намеренное недостоверное декларирование: неверное описание, изменение года изготовления, страны происхождения, кода ТНВЭД на товар и т.п.;

—   подделка документов на купленный товар.

Причем последнее иногда в Европе для б\у оборудования делается вполне профессионально фирмочками, специализирующихся на подделке документов. Подобные фирмочки за соответствующий гонорар выполняют минимизацию таможенных платежей: подбирают новый код ТНВЭД  на купленный товар, «переделывают» под него документы.   После чего товар с «новыми» документами направляется на таможню, связанную с подобной фирмочкой.

Как не парадоксально звучит, но в некоторых случаях цену товара наоборот завышают, чтобы  уменьшить доход и снизить налогооблагаемую базу.

Исходя из изложенного, можно заключить, что серый импорт, это импорт оригинального товара с занижением (увеличением)  таможенной  стоимости и/или количества ввозимых товаров и/или с изменением кода ТНВЭД на товар или с использованием  подобных противозаконных методов снижения таможенных пошлин или налогов.
Товар, импортированный по серой схеме, является контрафактным товаром [п.4 ст. 1252 - 4], (так как маловероятно, что правообладатель может дать согласие на импорт его товара с использованием данной схемы), хотя при этом это оригинальный товар и за рубежом он на абсолютно законных основаниях был произведен и реализован самим правообладателем либо третьим лицом с его согласия. 

Действия, совершаемые при сером импорте, нарушают установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров через таможенную границу, в связи чем данное перемещение товаров является незаконным. Данные действия относятся, в частности, к следующим административным правонарушениям [ст. 16.1, 16.2 - 5]: недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, сокрытие от таможенного контроля товаров или придание одним товарам вида других, перемещение товаров с обманным использованием документов или средств идентификации.

Ранее [ч. 1 ст. 188 (утратила силу) - 6] данные действия при достижении крупного размера характеризовали как контрабанду: «перемещение помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием».

Деяния выполняемые в процессе серого импорта товаров относятся к «сокрытию от таможенного контроля» и характеризуются виной в форме умысла. Дела этой категории рассматриваются только судьей. Предельным административным наказанием виновного может быть штраф трехкратного размера стоимости импортируемых товаров с их конфискацией и конфискацией транспортных средств, явившихся орудиями совершения правонарушения [ст. 16.1, 16.2 - 5].

По мнению импортеров, причинами, которые вынуждает их использовать серые схемы, являются большое количество препон, мешающих вести бизнес легально.
По их мнению,  внешнеэкономическая деятельность чрезмерно бюрократизирована и зарегулирована со стороны государства и сопровождается неоправданно жестким контролем за таможенными и валютными операциями со стороны государственных органов. Законодательство громоздкое и противоречивое и при этом часто меняется. Кроме того, по их мнению, серые схемы экономят время и нервы, избегая бюрократической волокиты.

                                    Серый импорт, схемы

Теперь для примера рассмотрим некоторые схемы серого импорта, реализованные и реализуемые на практике.

1. Так серая схема импорта подробно была разобрана в судебном разбирательстве дела по иску к  обществу  «Юникс»  о защите исключительных прав на товарный знак Sonicaid   и взыскании компенсации [7].  Было установлено, что серый импорт выполнялся в три этапа и для  выполнения  была задействована  цепочка «технических» фирм однодневок. На первом этапе   немецкая фирма, связанная с русским серым импортером,  закупала медицинское оборудование Sonicaid у его официального дистрибьютора на внутреннем рынке Евросоюза. Далее эта  фирма перепродавала данное оборудование в Германии русской фирме — импортеру,  которая ввозила его  в Россию.  Затем фирма-импортер перепродавала оборудование фирме, организатору серой схемы, которая при реализации оборудования и получала всю прибыль.

На первом этапе  техническая немецкая фирма была нужна для закупки оборудования у официального дистрибьютора, так как последняя, защищая  дистрибьюторскую политику производителя , не продала бы его какой-либо русской фирме, а направил бы ее к официальному  представителю Sonicaid в России.  На втором этапе  техническая фирма-импортер растаможивала оборудование, занижая ее таможенную стоимость в десятки раз.  Технические фирмы подделывали разрешения и доверенности от  производителя медицинской техники Sonicaid, на основании которых получали все необходимые для легализации оборудования в России удостоверения и сертификаты.

На третьем этапе оборудование легализовалось и могло быть дальше вполне легально перепродаваться фирмой — организатором серой схемы, так как оно покупалось этой фирмой на российском рынке у российской фирмы.

2. Иногда изделие, которое можно разобрать, ввозят по частям в виде комплектующих, если на них таможенные пошлины  ниже, чем на целое изделие. Части товара ввозятся для разных получателей.  Затем изделие собирается и продается. Так в частности реализуются, так называемые «распилы или конструкторы» [11]. Это легковые машины, которые за рубежом разбирались, кузов распиливали на части и в виде запчастей ввозили в Россию.  Затем кузов сваривали, машину собирали и по поддельным документам продавали.

Иногда серый импорт иностранных автомобилей  выполняется по совсем простой схеме. Иностранный гражданин декларирует временный ввоз  машины для личных целей, затем «забывает» ее на территории Таможенного союза и возвращается обратно. Далее  автомобиль реализуется по частям или у него перебивают номера или подделывают таможенную декларацию и по заниженной цене продают доверчивому покупателю и т.п. В любом случае автомобиль остается на территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин.

Необходимо отметить, что по-видимому, данная совсем простая схема ввоза автомобиля, себя изживает. Так в Белоруссии совсем недавно был подписан указ, согласно которому  иностранцы, у которых нет постоянного места жительства в государствах Таможенного союза, смогут  ввезти в республику для личного пользования второй или последующий автомобиль только при обеспечении уплаты таможенных пошлин (налогов) за предыдущий автомобиль [8].

3. В перевозках небольших и средних партий товара из Китая большой популярностью пользуется так называемая схема «карго» [12].
Покупатель передает груз в Китае перевозчику- карго-компании, указывая лишь цену и параметры груза. Перевозчик берет на себя погрузку и выгрузку товара, прохождение таможни и доставку груза в Казахстан.  Перевозка выполняется в основном автомобильным транспортом.  Выявлено немало случаев, когда на таможне Казахстана стоимость ввозимого из Китая товара занижалась. Ну а далее груз из Казахстана следует на просторы России.

Источники:

1. -   lawfirm.ru/article/index.php?id=4905
2. -   www.bmflegal.com/language/de-DE/Podrobnee/ArticleId/178/Chto-takoe-parallelnyi-ili-seryi-import.aspx
3. -   freepapers.ru/30/statistika-serogo-importa/74523.486083.list1.html
4. — Гражданский кодекс РФ
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
6. УК РФ
7. — Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2011 г. N 17АП-523/2011-ГК Дело N А60-57123/2009
8. — Указ Президента РБ от 14 января 2014 г. № 27 О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования
9. — all-import.ru/n194-sluchai_moshennichestva_pri_vvoze_inomarok.html
10 — all-import.ru/n268-serye_shemy_pri_perevozkah_iz_kitaya.html
11 — all-import.ru/n184-na_kamchatke_policiya_prodolzhaet_vyyavlyat_mashiny_konstruktory_i_raspily.html
12 — all-import.ru/n268-serye_shemy_pri_perevozkah_iz_kitaya.html





Заинтересовала заметка?   Подпишись на следующие через рассылку по e-mail



Отзывов 2

  1. почему нельзя скопировать материал???????????????????????????????

  2. Автор

    А зачем? :oops:

    Читайте, познавайте…. :!:

Здесь вы можете написать отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


РАЗМЕЩАЙТЕ

объявления на нашей доске

ВЕСЬ ИМПОРТ

в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

УСЛУГИ

СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

Посетите новый раздел

НОВОСТИ ИМПОРТА

- полезная и занятная информация
для импортера и не только