Контрафактный товар

21.07.2014           Рубрика     Товары

В предыдущих заметках Серый импорт и Параллельный импорт и исчерпание исключительного права нами употреблялся термин «контрафактный товар». В публикациях этот термин применяется к широкому спектру товаров, которые каким либо образом связаны с нарушением закона.

Слово «контрафакт» появился в России от английского слова «counterfeit» или французского «contrefaçon», которые имеют значение «подделка, фальшивка».

Оборот в мире так называемого контрафактного товара довольно значителен. По данным ВТО в настоящее время торговля контрафактными товарами занимает примерно 5-7% мирового товарооборота. Компании – жертвы подделок теряют около 500 млрд. долларов ежегодно. В России до 40% реализуемых товаров является контрафактными [16]. Наибольшие доли контрафактного товара наблюдается среди спиртных напитков, лекарств, сигарет. Так за последние два года объем контрафактных сигарет в России вырос в 50 раз [1].

Попробуем разобраться, что такое контрафактный товар и что под ним понимается с точки зрения закона.

Контрафактный оригинальный товар

Обратимся к законодательной базе и посмотрим, как закон трактует понятие контрафактный товар.

В Гражданском Кодексе РФ это понятие встречается два раза.
Согласно п. 4 ст. 1252 товар считается контрафактным, «когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство».
Иными словами оригинальный товар правообладателя становится контрафактным, если нарушается исключительное право интеллектуальной собственности этого правообладателя при изготовлении этого товара или любых манипуляциях с ним. Например, на фабрике, где по договору с правообладателем, производили его товар, без согласия правообладателя изготовили дополнительную партию этого же товара. Так вот в соответствии с законом оригинальный товар дополнительной партии является контрафактным.

В нашей стране действует национальный принцип исчерпания исключительного права, поэтому при параллельном импорте товара в Россию, то есть при импорте без согласия производителя, этот товар в нашей стране становится контрафактным товаром несмотря на то, что он абсолютно идентичен товару, ввозимому официальными представителями или посредниками производителя. То же можно сказать и для серого импорта товара, так как маловероятно, что правообладатель может быть согласен на использование подобной схемы импорта его официальным посредником и представителем.

Таким образом использование серой или параллельной схем импорта оригинального товара в Россию приводит к тому, что этот товар на ее таможенной территории нашей страны становится контрафактным товаром даже если за рубежом России он на абсолютно законных основаниях был произведен и реализован самим правообладателем либо третьим лицом с его согласия.

Контрафактный неоригинальный товар

Идем далее по статьям закона.

Понятие контрафактного товара уточняется еще раз:
«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.» [ст. 1515 - 2]. То есть товары, на на которых незаконно размещен товарный знак посторонней фирмы или обозначение, имитирующий товарный знак другой фирмы, является контрафактными.
Такими товарами являются подделки (фальшивки) и товары – имитаторы с обозначением, имитирующим «со сходной степенью смешения» товарный знак посторонней фирмы [ст. 1483 - 2]. Обозначение имеет сходство до степени смешения с другим товарным знаком, если несмотря на их отдельные отличия, оно ассоциируется с ним в целом [п.3 - 3].

При изготовлении фальшивки создатели контрафактного товара осуществляют так называемые в юридической литературе контрафактные действия. При проведении контрафактных действий они выполняют несанкционированное владельцем воспроизведение продукта, его распространение или использование. То есть создают похожую на оригинал, а иногда и трудноотличимую от него фальшивку и продают потребителю под реальной уже существующей маркой.

Обычно подделывают товар узнаваемых брендов, который уже завоевал рынок и торговая марка которого хорошо известна покупателю и является гарантией высокого качества и потребительских свойств. Качество же подделок варьируется в широком диапазоне: от плохого до очень хорошего. В последнем случае, иногда только специалисты могут отличить подделку от оригинального товара.
От качества подделки зависит ее цена и место продажи. Подделки плохого качества продаются на вещевых рынках, ярмарках, маленьких магазинчиках, в палатках, ларьках и в торговых точках, расположенных в отдаленных районах. Подделки хорошего качества – уже в магазинах, а отличного – можно встретить и в модных бутиках.

Когда покупатель на базаре покупает товар известной фирмы за небольшую цену, например джинсы, и видит, что строчка кривая, а со швов висят «сопли» ниток, то тут трудно говорить об обмане покупателя. Цена и качество товара говорят покупателю, что этот товар подделка и он это прекрасно понимает.
Покупая подделку в магазине покупатель так же вряд ли обманывается – он просто хочет иметь модный, престижный товар известной фирмы, но за небольшие деньги. Обман покупателя наблюдается при продаже ему поддельных товаров высокого качества – в данном случае он считает, что это товар оригинальный и платит цену оригинального товара.

Иногда же изготовители контрафактного товара – фальшивки даже не утруждают себя копированием модели правообладателя используемой ими торговой марки, а просто лепят марку известной фирмы на модели товара, которые отсутствуют в модельном ряду правообладателя [4].

В отличии от подделок, где товар пытаются выдать за оригинальную продукцию, в случае с имитацией скорее используются устойчивые ассоциации покупателя, связанные с какой-то известной торговой маркой.

При изготовлении имитатора создатели контрафактного товара копируют или заимствуют стиль отдельных элементов товарного фирменного знака, создавая товар очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, с целью ввести потребителя в заблуждение.
Например китайская компания выпускала мотоциклы под маркой Hongda [5], которая выглядит и звучит почти аналогично марки фирмы Honda, фирма «Бастион» в 2003 году выпустила леденцы под маркой «Чупи-Фрутти», копировавшие дизайн карамели «Chupa Chups» [6].

Очень часто к контрафактным товарам относят фальсифицированные товары, что не является правильным.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — (от лат. falcificare подделывать) подделка, сознательное искажение, подмена (подлинного, настоящего) ложным.

В законе даны следующие определения фальсификата:
— применительно к лекарственным средствам: «фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе» [7];
— применительно к пищевым продуктам: «фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия — пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной [п. 13 - 8].

То есть товар с несоответствием ассортиментных, качественных, количественных характеристик с заявляемой товарной информацией является фальсифицированным. Самый простой пример: на этикетке бутылки написано «100% сок», а в бутылку залит 60% сок или вообще нектар.

———————————————————————

Таким образом в соответствии с действующим законодательством к контрафактным товарам следует относить:
— оригинальные товары, при изготовлении которых и при любых манипуляциях с ними, были нарушено исключительное право интеллектуальной собственности правообладателя;
— товары — подделки;
— товары – имитаторы.

Некоторые особенности борьбы с контрафактным товаром

В России с распространением контрафактного товара совместно борются таможенные службы, полиция, антимонопольные органы и Роспотребнадзор. Таможенные органы контролируют импортные товары, контроль за товарами внутреннего производства лежит на государственных органах.

Основные методы борьбы таможенных служб с контрафактным оригинальным товаром описаны в предыдущих заметках Серый импорт и Параллельный импорт и исчерпание исключительного права.

Мерой ответственности, применяемой к импортерам, изготовителям и распространителям товаров – подделок и товаров – имитаторов являются статья 14.10. «Незаконное использование товарного знака» и статья 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию Кодекса РФ об административных правонарушениях [9].

Применительно к импорту контрафактных товаров следует отметить, что какие-либо признаки контрафактности товара или выводы о признаках контрафактности в заключении таможенного эксперта не позволяют делать вывод о контрафактности товара. Таможенный эксперт и другие компетентные лица имеют право устанавливать только признаки контрафактности, свидетельствующие о нарушении интеллектуальных прав [п.15 - 10]. Контрафактным товар может быть признан только судом [п.25 - 11]. Поэтому до вступления в законную силу решения суда, спорные товары следует называть «товарами с признаками контрафактности».

Если в случае контрафактного товара — подделок вопрос фиксации нарушения административного и уголовного права довольно прост, то в случае имитации иногда бывает довольно сложно доказать ущемление прав собственника товарного знака в связи с несовершенностью российского законодательства. В данном случае покупателя покупателя пытаются ввести в заблуждение, а не обмануть, как это имеет место в случае с подделкой.

Для того чтобы выиграть дело в суде о защите исключительного права на товарный знак правообладатель должен доказать, что обозначение ответчика является сходным до степени смешения со его товарным знаком и что товары для которых ответчиком было использовано обозначение являются тождественными и однородными товарам, указанным в свидетельстве на его товарный знак.

Основным правилом при разрешении вопроса о наличии между товарными знаками сходства до степени смешения является общее впечатление, формируемое на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом, в том числе с учетом неохраняемых элементов [12]. При этом интересным моментом является то, что высший Арбитражный Суд решил, что для решения вопроса о сходстве до степени смешения товарного знака заявителя с обозначением ответчика специальных знаний не требуется, то есть в привлечении экспертов нет необходимости и данный вопрос может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя [13]. То есть итог разбирательства зависит от личных вкусов судей, ведущих данный процесс!!!

Лица, неоднократно использовавшие чужой товарный знак и причинившие крупный ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности, могут привлекаться к уголовной ответственности [ст. 180 - 14], которая наступает при наличии следующих обстоятельств:
1) При неоднократной продаже контрафактного товара или суммы ущерба правообладателя на сумму не менее 1,5 млн рублей [ст. 169 – 14].
2) Продажа контрафактного товара должна быть совершенна с прямым умыслом, то есть продавец должен был знать, что товар контрафактный..

Наказанием может быть штраф (до 1 млн. руб), лишение свободы (до 6 лет), исправительные или принудительные работы (до 2 лет).

Но бывают случаи не поддающиеся нормальной логике, когда с нарушителя авторских прав взыскивают грабительские компенсации. Так с индивидуального предпринимателя Арбитражный суд взыскал с миллион рублей за продажу одного контрафактного диска стоимостью 100 рублей [15].

Источники

1. http://www.tks.ru/reviews/2014/06/24/03
2. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ
3. Приказ Роспатента от 31.12.2009 № 197 «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство»
4. pravorub.ru/cases/8870.html
5. www.zr.ru/content/news/25352-honda_vyigrala_process_protiv_hongda/
6 www.adme.ru/research/mechtateli-33510/
7. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,
8. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
10. Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15
11. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
12. Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 г. N 3691/06
13. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»
14. Уголовный кодекс (УК РФ)
15. www.redtrans.ru/news/custom_news/parallelnyj-import-kriminaliziruyut/
16. all-import.ru/n254-vse_ottenki_kontrafakta.html





Заинтересовала заметка?   Подпишись на следующие через рассылку по e-mail



Здесь вы можете написать отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


РАЗМЕЩАЙТЕ

объявления на нашей доске

ВЕСЬ ИМПОРТ

в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

УСЛУГИ

СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

Посетите новый раздел

НОВОСТИ ИМПОРТА

- полезная и занятная информация
для импортера и не только